Наверх
Заметки

Wikileaks: удар по мировой системе лжи

Иоханнес Вальстрём для "Русского репортера"
22.04.2019
Иоханнес Вальстрём - шведский журналист-расследователь, друг Ассанжа, автор фильма "Медиастан" о путешествиях в Средней Азии, Афганистане, Англии и США, и о конце эпохи свободной журналистики (см, видео внизу)
Фотография: Klaengur Gunnarsson
История началась ровно девять лет назад. В апреле 2010 года был опубликован первый интернациональный слив Wikileaks — видео, на котором американские военные в Ираке с вертолета «Апачи» расстреляли двух журналистов «Рейтерс» и других мирных жителей, весело комментируя это действо, как будто они играют в компьютерную стрелялку, а не убивают людей. За день видео посмотрело 6 миллионов человек, об этом сообщили ведущие мировые медиа — тогда еще не было такой жесткой цензуры, как сейчас.
Wikileaks не первым получил слив этого видео. Оно датируется июлем 2007 года и спустя некоторое время попало в газету «Вашингтон Пост», которая отказалась его публиковать. Только когда этот слив опубликовал Wikileaks, он стал известен общественности.
Wikileaks возник ниоткуда и сразу же изменил мир. Уже в 2010 году были обнародованы афганское и иракское досье (крупнейший слив военных секретов за всю историю), в которых документирована массовая гибель мирных граждан от действий американских военных и частных военных компаний. В конце 2010 года Wikileaks опубликовал сотни тысяч дипломатических депеш, дающих картину нравов и методов американской дипломатии.

Пока на сайте Wikileaks появлялись документы из Сомали, Швейцарии и других стран, мировой истеблишмент не рассматривал его как важнейшую угрозу; именно американские сливы спровоцировали войну.

Война против Wikileaks поначалу велась за моральное превосходство. Кто на стороне добра — Wikileaks или его противники? Официальные представители США и лояльная пресса говорили о том, что сливы могли поставить под угрозу жизни упомянутых в них людей, но, несмотря на явную заинтересованность, ни одного подобного примера за девять лет приведено не было. Джулиана Ассанжа и его сторонников обвиняли и в личных грехах — в расизме, антисемитизме, работе на Россию. Главным моральным ударом должно было послужить уголовное дело, заведенное на него в Швеции в связи с якобы совершенными сексуальными преступлениями. Все эти годы критики Ассанжа говорили о том, что нет и в помине никакого покушения на свободу слова, свободу информации, речь не идет о политических преследованиях, — все дело в том, что Джулиан неподобающе обращается с девушками.

И что в итоге? На момент ареста Ассанжа в посольстве Эквадора в Лондоне 11 апреля уголовное дело уже было закрыто, зато начался процесс о его экстрадиции в США, где его обвиняют именно в публикациях Wikileaks. То есть никто уже не пытается прикрыть этот позор. В вину Ассанжу ставят именно публикации, неудобные элитам, и это даже не маскируется этическими аргументами. При этом множество людей, включая журналистов — тех, кто еще недавно стоял на позициях правды и защиты прав человека, — открыто одобряют арест.

Похоже, это самый серьезный слом мировой системы медиа за 75 лет. Во всяком случае, это конец той журналистики, которую ныне действующие профессионалы знали на протяжении своей жизни.

Современная журналистика родилась после Второй мировой войны в результате осмысления свершившейся катастрофы. Идеи свободы слова и ценности человеческой жизни стали всеобщими — даже самым жестким режимам приходилось маскировать цензуру и презрение к жизни и достоинству людей, а некоторые страны достигли высокой степени свободы слова. Никто не оспаривал тот факт, что свобода информации — важнейшее благо.
И вот сейчас общество приветствует репрессии против человека, который открыл миру правду. Мы вернулись в практику старой Realpolitik: никакого снисхождения к врагам, «кто не с нами, тот против нас». Для того чтобы одобрить репрессии, достаточно сказать, что Ассанж — агент Кремля. И все, никаких моральных угрызений.

Маленькая страна Эквадор, которая ведет активную торговлю с США, все же пыталась проявить свободу воли и достоинство и при предыдущем президенте дала убежище Джулиану Ассанжу в своем посольстве в Лондоне. Но в конце концов Эквадор сломали. Это произошло открыто и без стеснений.

Мы наблюдаем радикальную смену правил игры в мировой системе. Теперь котируются не правда и открытость, а только то, поддерживаешь ли ты сильных, насколько ты на «правильной» стороне истории.

Так, например, уже и в Королевстве Швеция начал строиться режим цензуры с черными списками в СМИ. Известные свободные репортеры-расследователи вытесняются из редакций и заменяются функционерами, которые поддерживают мейнстрим по всем острым вопросам. Главные газеты и телеканалы теперь отличаются завидным единодушием.
Сразу после ареста Джулиана Ассанжа ко мне обратились за комментариями из трех редакций шведских телеканалов. Но вскоре перезвонили и сказали, что мои интервью не выйдут, поскольку запрещены «сверху». Такого проявления цензуры я прежде не наблюдал — по крайней мере, в Швеции.

А ведь когда Джулиан Ассанж искал, где строить базу Wikileaks, именно я был одним из тех, кто советовал ему Швецию как страну с сильными традициями свободы слова, судов, защиты прав граждан. Он и вправду много времени проводил в Швеции, но, увы, именно здесь на него завели сомнительное уголовное дело.

Последний раз я видел Джулиана в конце 2017 года, когда помогал готовить интервью Владимира Познера с ним. Ассанж, конечно, постарел. Он не видел солнца на протяжении семи лет. Но был, как всегда, вполне в форме и готов к бою.

Похоже, это самый серьезный слом мировой системы медиа за 75 лет. Во всяком случае, это конец той журналистики, которую ныне действующие профессионалы знали на протяжении своей жизни.
Что касается обвинений в работе на Россию, это, конечно, просто конъюнктура. Раньше, чтобы уничтожить человека, вывести его за рамки приличного общества, нужно было объявить, что он антисемит, потом — гомофоб. Это уже не в тренде, теперь универсальное обвинение — русский агент.

Конечно, никто на самом деле не верит ни в русскую угрозу, ни во всемогущество русских хакеров. Если говорить о взломе почты Демократической партии в 2016 году (в чем принято обвинять русских), анализ технической информации дает возможность предположить: скорее всего, имела место не удаленная кража, а скачивание на носитель прямо из офиса партии. И тогда возникает гораздо более правдоподобная гипотеза. В Демократической партии всегда были искренние люди, активисты, которые бесплатно, на волонтерских началах работали на партию, веря в свои идеалы и в своего кандидата Берни Сандерса. Когда они поняли, что руководство партии нечестно играет против Сандерса, то могли попробовать раздобыть доказательства махинаций.

Это вполне в традиции американской политики — сливы и пресса часто играли в ней большую роль. И я почти уверен, что слив сначала передали в крупнейшие газеты, «Нью Йорк Таймс» или «Вашингтон Пост», как было со знаменитым видео Wikileaks из Ирака. Но те отказались публиковать материал.

В случае с письмами Демократической партии, как и во многих других случаях, Wikileaks выступил «публикатором последней надежды». То есть источником, сообщающим правду в условиях, когда никто другой сделать этого не может или не хочет.

Экстрадиция Джулиана Ассанжа в США, конечно, не оставляет надежд на справедливое и открытое разбирательство. Вероятный источник сливов, Челси Мэннинг, снова под стражей; дела рассматривались даже не судьями, а сначала военными, потом прокурорами, в секретном режиме под присмотром ЦРУ.

Но, что бы ни было дальше, ясно, что Джулиан Ассанж — боец, который вместе с небольшой командой единомышленников показал слабость и уязвимость мировой системы лжи.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...