Наверх
Заметки

«Последний из ушедших»: история исчезновения убыхского народа

В сухумском Русдраме идёт спектакль по роману Баграта Шинкуба, который актуализирует для сегодняшней Абхазии вопросы – способен ли выжить этнос, ради чего существует Абхазия.
04.02.2023
"Пока живы корни - дерево растет", Баграт Шинкуба
2022 год, маленький зал арт-фойе. К середине сцены свисают белые полотна с темными пятнами, они, то дуб, то корабли. К зрителям выходит Осман Абухба, единственный исполнитель в спектакле, он говорит от имени народа, которого нет. На нем акаба (рубашка), на поясе кинжал.
 
1992 год в Турции, умер Тевфик Эсенч – последний носитель убыхского языка. Он был первообразом героя романа «Последний из ушедших». Эсенч отлично говорил на убыхском языке, знал обычаи, мифологию своего народа. Его воспитывал дедушка Ибрагим, который родился в Убыхии, он рассказал ему о насильственном выселении народа в Османскую империю.  

Убыхи занимали территорию черноморского побережья между реками Шахе и Хоста – современное Сочи. В 1864 году значительная часть убыхов отправилась по морю в Турцию, на историческом месте осталось около 40 человек. С ними переселили около 85% черкессов, абхазов, абазинов. 
А ведь любопытно, что в Русдраме наравне с костюмированными комедиями Лорки, магическим реализмом Маркеса, психологическим реализмом Лема идёт спектакль, который ярко и безальтернативно артикулирует сегодняшнюю Абхазию. Развлекательный театр, помогает зрителю избегать реальности, то что так ценится и называется эскапизмом. Зрители находят утешение в смехе, и силы продолжать жить дальше. А если представить себе зрителя, который не хочет уходить от действительности. Ему бы Оскар Уайльд возразил, что искусство скорей покрывало, чем зеркало отражающее действительность. Более того, гиперболизируя своё высказывания, он бы настаивал на том, что подлинное искусство основано на лжи.    
В моей претензии к искусству, похоже, прослеживается претензия к устанавливающейся норме в жизни – повсеместная ложь. А значит, искусство ещё не стало жизнью, а жизнь подменила подлинное искусство в представлении Уайльда. Реальность настолько изменилась, что кажется вымыслом. С «Последним из ушедших» работает по-другому, спектакль как будто даёт опыт, адекватный реальности. В трагедии народа виноваты правители убыхов, которые подтолкнули их к губительному переселению, заставив в короткое время бросить дом, землю, скот. Убыхи были настолько шокированы, что не выказали сопротивления. 
Власть имущим не хватило «долготы» взгляда, чтобы народ смог существовать и дальше. Их интересовала возможность, удовлетворить свои нужды и интересы, получить титулы, плодородные земли. Вполне, архетипический сюжет, как бюрократия продаёт свой народ – он же отягощает жизнь современных абхазов. За долгое время в Абхазии сложилась система, которая планомерно разрушает, как формальные, так неформальные институты. Люди образующие государственную систему заняты формированием авторитарной вертикали власти. Проводят политику наращивания внешних заимствований, тем самым создавая обязательства, которые придется менять на дешевые ресурсы. В случае абхазов - субъектность, суверенитет и земля.  
На могильной плите Эсенча имеется надпись: «Здесь лежит Тевфик Эсенч, последний убых, обессмертивший убыхский язык, писавший и говоривший на этом языке». По запросу «убыхский язык» в Википедии, открывается страница, в статусе написано: «мёртвый язык». Тяжело принять, тот факт, что выбор делает не история за нас, а мы за историю. Сегодня у каждого абхаза, как когда-то у убыхов есть выбор, сохранить свою аутентичность и землю. Или подчиниться обстоятельствам и воле власть имущего.
 
В окончании спектакля звучит громкая музыка, люди встают с кресел. Хлопают. Они пережили сильное эмоциональное потрясение. Подчиняюсь общей воле, поднимаюсь с кресла, но не хлопаю. У меня нет катарсиса, через пять минут я шагну в реальность.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...