Наверх
Репортажи

Великая пустота

выставка художниц фонда Ruarts
17.05.2023
Фонд Ruarts, основанный Марианной Сардаровой двадцать лет назад, представил новую выставку, именуемую «Великой пустотой». Весьма сюрреалистичное название возникло не просто так: организаторы сделали отсылку на фильм Паоло Соррентино «Великая красота», суть которого заключается в том, что гигантская область в космосе, иначе говоря – «Великая Пустота Волопаса», с одной стороны наполнена множеством галактик, а с другой стороны – Сверхпустотой. 

Тема пустоты сейчас как никогда актуальна, поскольку современные реалии выбивают многих людей их колеи. Именно поэтому российские художницы приняли решение создать такое пространство, в котором каждый человек сможет увидеть нечто особенное. Немаловажным фактом является еще и то, что участие в данном проекте принимают исключительно женщины: приглашенный куратор выставки, Анна Журба, объясняет это тем, что женщины исторически близки с пустотой и как никто другой способны передать все грани объёмного «ничего» при помощи своего творчества. Удалась ли задумка и действительно ли посетители смогут распознать очертания чего-то глубокого в неоднозначных экспозициях?
Агрессия
Начало выставки – самый верхний, пятый этаж, который встречает гостей тревожной музыкой и давящей атмосферой.
«Selfie 2018». Полина Борисова.
«Название выставки одновременно отражает автобиографический и философский контекст: India Alfa Echo Niner One One Six – позывной самолета, единственным пассажиром которого была художница, летящая из пункта А – прошлого, в необозримое будущее пункта В, погруженная в саморефлексию и неопределенность; вечном сражении с турбулентностью, хаотичным миром внизу и отражением себя «здесь и сейчас» в иллюминаторе.

Воздушное путешествие стало неким парафразом к путешествию линии жизни. В пространстве выставки появились предметы из мастерской художницы, уподобив студию капсуле того загадочного борта.

Любое изменение действительности, будь то внешней или внутренней, фиксируется через визуальное описание состояния. Выставка состоит из работ разных периодов, начиная с 2007 года, на бумаге и холстах в технике, близкой к уличным граффити, с использованием акрила, маркеров и аэрозольной краски. Автопортрет стал личным дневником, способом обрести свободу».
«Селфи» разных годов. Полина Борисова.
Пятый этаж – отдельная «мини-вселенная», потому что он никак не связан с концепцией последующих этажей. Однако начинать нужно именно с него, как сказали сотрудницы выставки, поскольку с пятого этажа начинается путешествие посетителей по недрам пустоты.
Цветовая гамма инсталляций, как говорится, «не в бровь, а в глаз»: кислотные оттенки в перемешку с черным, лидирующим цветом на фоне белых стен бросаются в глаза и приковывают к себе внимание. Тревожная музыка, состоящая из громких битов и непонятных слов, вызывает чувство легкой паники, но, наверное, в этом и есть сакральный смысл этого этажа. 

В совокупности эти хаотичные броские «портреты», напряженная мелодия из колонок и общий творческий хаос этажа передают внутреннюю борьбу создательницы с собственным «Я». Даже не разбираясь в искусстве, каждый человек, увидевший эти инсталляции своими глазами, прочувствует, насколько тяжело быть в конфликте с самим собой на примере работ авторки. Картины, безусловно, выглядят отталкивающе и как-то неприятно, но за ними есть довольно очевидный смысл – неопределенность, смятение, неосознанность. Метафора с самолетом, как ни странно, отлично подходит к общему замыслу создательницы. 

Жизнь – это изнуряющий и страшный полет, и пилотом этого самолета являешься ты сам. Тебе страшно, ты ничего не понимаешь, не до конца осознаешь, кто ты такой и зачем ты нужен этому миру, но все равно продолжаешь лететь, надеясь в конце приземлиться в «светлом будущем».
Этаж «Агрессии» оказался довольно пустынным – всего три человека присутствовали в зале, погружаясь в тот самый «полет». Девушка, которая выглядела очень приветливо и с интересом рассматривала представленные картины, согласилась поделиться своими впечатлениями.
  • Я
    Какие эмоции у Вас вызывают представленные работы? У вас нет ощущения тревоги, когда Вы смотрите на эти картины?
  • Девушка
    У меня нет неприятных ощущений или ощущения тревоги. Скорее, я очень прониклась замыслом художницы, поскольку сама довольно часто ощущаю агрессию и не могу совладать со своими эмоциями. Я понимаю, что собственную агрессию выплескиваю на людей, но ничего не могу с этим сделать, к сожалению. Это самое обидное. Смотря на эти работы, я ощущаю чувство вины.
С агрессией действительно тяжело совладать, поскольку любой эмоции нужен выход. Полина Борисова интерпретировала свою озлобленность на окружающий мир и саму себя посредством ярких аэрозольных красок и хаотичных мазков.
«Селфи 2020». Полина Борисова.
Утрата, исчезновение, невидимость, агрессия
Следующий этаж посвящен теме невидимости, и встречает гостей выставки следующими словами, выгравированными на стене: 
«Произведения, представленные на этом этаже, анализируют механизмы работы репрессивных аппаратов разных порядков и калибров и то, что они оставляют после себя.
Точкой приложения их «усилий» может быть жизнь человека или целой группы, животного, предметов материальной культуры или сама ткань истории. Одним из действующих механизмов и центральных мотивов тут становится мотив времени – его неизбежное утекание и столь же неизбежная необходимость помнить.
Невидимость, скрытость могут быть крайне эффективными инструментами подавления, часто неосознаваемыми или не признаваемыми. Следы существования предстают как улики жизни, скелеты, которые достали из шкафа на всеобщее обозрение».
Репродукция работы «Руководящий состав» в уменьшительном масштабе. Из проекта «Без названия». Ирина Нахова.
Четвёртый этаж будто бы сливается в одно большое белое пространство, потому что практически все инсталляции выполнены в бело-бежевых тонах или состоят из маленьких деталей. После кислотных картин из зала «Агрессии» с напрягающей музыкой, сложно так сразу переключиться на белые стены и тишину.

«Утрата, исчезновение, невидимость, агрессия» – зал, в котором посетители могут поразмышлять на тему, известную многим благодаря литературе, – проблема «маленького человека». Все люди – крупицы одного большого социума, затеряться в котором легче простого. 

Одной из самых громких инсталляций четвёртого этажа является работа Елены Артёменко «Вещи, которые имеют вес». Сброшенная на пол мраморная футболка лишилась своего хозяина. Теперь его место пусто. Привычный предмет гардероба «имеет вес» не только за счёт материала: маленькие кусочки быта, своего или совместного, – это та вещь, которая весома для каждого, но она настолько привычна, что часто мы не придаём ей значения. К слову говоря, футболку изначально хотели положить на пол, на она настолько сильно сливается с ним, что художница решила задействовать не менее концептуальный стул.
«Вещи, которые имеют вес». Елена Артёменко.
Следующая инсталляция, которая цепляет взгляд, – проект «Пуля» художницы Таус Махачевой.
В чем же замысел? На первый взгляд ничего особенно: просто пуля, накрытая сверху стеклянным ограждением, но по факту – проблема незаметности.

Невидимость – это способность быть незаметным для человеческого глаза или других инструментов обнаружения. Так называемую пулю практически не видно, если смотреть издалека, однако если подойти ближе, но она сияет и кажется гораздо больше, чем есть на самом деле. Оптический обман, который скрывает в себе тот самый смысл «маленькости». Пуля, которая вблизи выглядит величественно и объемно, на самом деле теряется на фоне других, более примечательных работ.
«Пуля». Таус Махачева.
Несмотря на общую блёклость, четвертый этаж привлек внимание чуть большего количества людей. Одна студентка, рассматривающая проект «Пуля», согласилась поделиться своим мнением о концепции «утраты и невидимости».
  • Я
    Если бы у Вас была возможность представить собственную инсталляцию, подходящую под тематику этого этажа, что бы это было?
  • Студентка
    Я бы хотела показать своё внутреннее «Я». Скорее всего, я бы создала кукольный дом в максимально сжатом объёме с маленькой фигуркой себя без лица. А люди, которые меня окружают, были бы со смайликами на лицах. Я бы передала этой работой чувство пустоты и искусственности, которые ощущаю изо дня в день.
Меланхолия и затерянность во времени
«Произведения, представленные на этом этаже, взаимодействуют с пустотой в другом регистре – они создают длящийся момент паузы, в которой мы не знаем, как и чем продолжится звучание. С одной стороны, в них меньше напряжения и безысходности, с другой – тут возникает пространство развилки, выбора, монтажной склейки прошлого и будущего, в котором настоящее становится более пронзительным и указывает на потенциальные опасности, которые теряют свою осязаемость в тех длительных процессах и плотных исторических слоях, частью которых являются. Борьба с забвением оказывается не всегда проиграна, но зависит это от нас. 

Одной из центральных тем становится тема дома в диапазоне от личного пространства до взаимоотношений человека с природой и картин постапокалипсиса, как возможного исхода наших ошибочных выборов. В этом пространстве зритель сталкивается с «тихим страхом» незаметного растворения своей личной среды и нашей цивилизации в целом, осознанием ее необязательности, ее смещением из фокуса нашего зрения. Так, за меланхоличной эстетизацией упадка и восхищением обезоруживающими глобальными процессами возникает осознание значимости каждого из нас как участников этих процессов».
Floor Handler. Аня Жёлудь.
Первый проект, который встречает посетителей третьего этажа, – «Что есть и чего нет» Алисы Горшениной, в котором художница попыталась передать атмосферу заброшенной русской деревни. Резные наличники, которые некогда были украшениями домов, сейчас отпугивают: повсюду нарисованы большие и очень «живые» глаза. Они будто бы смотрят тебе в душу, припечатывают к земле. 

Сама создательница этих работ на картинах предстает перед гостями выставки в черном пальто. Ее волосы заплетены в классические косички и перевязаны красными лентами. Коротко говоря, художница выглядит как героиня русских народных сказок. Вот только на фоне пустынной деревни, с распахнутыми настежь окнами и глазами на наличниках, она кажется лишней. Человеческое присутствие чуждо этому опустевшему месту, ведь теперь пустота является единственной обитательницей деревни. 
Самая примечательная инсталляция на третьем этаже — «Утренний хор» Кати Исаевой. Насколько известно, вдохновением для создания этой работы послужил уголок в парке Тао Дан в Сайгоне, куда местные жители приносят птиц в клетках, чтобы те могли «поболтать». Проникновенность этого проекта заключается в том, что в выставленных девятнадцати клетках никого нет. Увидеть чернолицую гавайскую цветочницу или других редких птиц можно только на плакате, приклеенном сбоку на стене. Всё, что осталось от этих вымерших видов, — их изображения, аудиозаписи пения и опустевшие клетки. Вслушиваясь в пение несуществующих птиц и смотря на пустые клетки, создается ощущение бесконечной пустоты и как будто бы даже тоски.
Взрослый мужчина, с интересом рассматривающий плакат с птицами, с удовольствием дал комментарий по поводу тематики третьего этажа – меланхолии и затерянности во времени.
  • Я
    Как Вам кажется, удалось ли художницам передать концепцию затерянности во временном пространстве? Какие эмоции у Вас вызывают представленные инсталляции?
  • Мужчина
    Я, если честно, вообще не понимаю, в чём смысл этой выставки. Мне кажется, что эти работы – просто дань современной моде. Знаете, чем вычурнее, тем лучше. Никаких эмоций у меня эти работы не вызывают, по крайней мере положительных.
Сколько людей, столько и мнений, но, кажется, старшее поколение не в восторге от современной концепции «Великой пустоты».
Обретение видимости, созидание из и в пустоте
Последний по смысловой и концептуальной цепочке этаж – второй, и посвящен он теме созидания в абсолютной пустоте.

«Международное женское движение за эмансипацию – одна из старейших общественных сил, целью которой было и остается обретение женщинами видимости и голоса в социальном поле. С течением времени именно его институты, методы и установки распространились и на другие сферы борьбы за равенство и большую справедливость, а женщины продолжают принимать активное участие в борьбе за свободы различных групп общества. 

Важную роль в этом процессе играют художницы, которые не только солидаризируются с угнетаемыми, но и анализируют свое положение в системе искусства. Знаменитое эссе Вирджинии Вулф «Своя комната» как раз рассказывает об острой необходимости женщины-творца в пустом пространстве и времени для своей практики и самореализации. Процесс сотворения из пустоты нового произведения (будь то искусства, ремесла или любого другого труда) максимально приближен к возникновению из небытия новой жизни, одного из базовых и одновременно самых мифологизированных явлений жизни. 

Произведения, представленные на этом этаже, взаимодействуют на пересечении этих тем: заботы о ближнем, творческого созидания и биологического поддержания жизни, освоения пустоты путем обживания, а не захвата».
«Фабрика найденных одежд», «Пенсионеры, не сдавайтесь». Наталья Першина-Якиманская и Ольга Егорова.
Наверное, одной из самых трогательных экспозиций второго этажа можно назвать совместную работу Натальи Першиной-Якиманской и Ольги Егоровой, которая посвящена проблеме незаметности одного из самых незащищенных классов общества – пенсионеров. Смотря на эти старомодные пальто, куртки и пиджаки с вытянутыми вперед руками, посетители выставки невольно начинают вспоминать своих бабушек и дедушек, а возможно и родителей. 

Для многих было очень трудно сдерживать слезы, смотря на эту инсталляцию. Однако большее внимание притянули к себе дети – мальчик и девочка дошкольного возраста, которые пришли на выставку вместе со своей мамой. Было очень трогательно и даже забавно наблюдать за тем, как женщина рассказывает своим малышам тайные смыслы того или иного произведения, а юные посетители «Великой пустоты» хмурят бровки и стараются вникнуть в суть.
«Я здесь». Лиза Бобкова. 
Невозможно не отметить работу Лизы Бобковой, которая вызывает у посетителей целый спектр эмоций: попадая на второй этаж, и даже будучи на верхних этажах, гости выставки могут услышать пронзительные крики. Изначально было непонятно, что это за вопли и откуда они доносятся. Однако заглянув за плотные черные шторы, посетители могут лицезреть видео-проект «Я здесь»

Главная героиня проекта находится посреди заснеженного карьера и ведет диалог с вымышленным собеседником. Она истошно зовет кого-то, даже разговаривает по телефону, но никто не отзывается на её крики о помощи. «Ты слышишь меня? Я здесь! Здесь!!! А для тебя это важно? Это важно для тебя?!» – слышится в самом начале, и уже позже девушка тихонько добавляет фразу «А для меня это важно».

Очень сильный с точки зрения зрительского восприятия проект, поскольку, смотря на растерянное лицо девушки, окруженной снежными барханами без возможности выйти, невозможно не сопереживать ей.
«Саспенс». Айдан Салахова.
Инсталляция «Саспенс» была создана еще в 1998 году, но является актуальной по сей день. Женщина, изображенная на картине, выглядит словно статуя – обездвиженная и безэмоциональная. Однако благодаря чуду техники, называемому проектором, картина оживает: душа женщины словно бы выходит из ее тела и начинает выражать какие-то эмоции: смех, задумчивость, некую злость и радость. Сюжет длится несколько минут, и когда он доходит до середины, действие начинает закручиваться в обратном порядке. Женщина так и остается в абсолютной пустоте.
«Сон Александра Македонского». Ольга Тобрелутс.
Практически уходя со второго этажа, пожилая пара вдруг остановилась около проекта «Саспенс», а позже дала небольшую рецензию относительно выставки.
  • Я
    Как Вы относитесь к современному искусству? Можете ли Вы сказать, что выставка «Великая пустота» является достойным примером этого определения?
  • Мужчина
    Знаете, что такое настоящее искусство? Это то, когда Вы приходите на выставку, видите работы художников и хотите их приобрести. Вы бы хотели приобрести что-нибудь из этой выставки? Лично я нет.
  • Женщина
    Я категорически не согласна с тем, что он сейчас сказал. Не всем дано понять, что именно хотели передать художницы этой выставки, особенно мужчинам. Я увидела много замечательных работ и прониклась общей тематикой, поэтому да, «Великая пустота», лично для меня, – хороший пример современного искусства.
Из проекта «Клото». Татьяна Ахметгалиева. 
Первый этаж украшен одной единственной работой – проект «Клото» Татьяны Ахметгалиевой. Художница назвала своё «детище» в честь древнегреческих богинь-мойр, плетущих нити человеческих судеб. Портреты, сплетенные из разноцветных нитей, – это работницы Свердловского камвольного комбината, строительством которого на заре своей политической карьеры руководил Борис Ельцин. Образы будто бы витают в воздухе, но если приглядеться к ним чуть ближе – они словно материализуются.
Выставка подошла к концу, и осталось только подвести итоги. Как можно заметить по комментариям посетителей, мнения разделились: молодое поколение прониклось задумкой художниц, настаивая на том, что эта выставка не просто способ показать себя, но способ достучаться до общественности, сделать акцент на том, что женщины проходят через многие трудности, но всё равно остаются сильными духом. Что касается более старшего поколения, то для них, судя по комментариям, представленные инсталляции – не более чем возможность обличить свои травмы и воззвать ко всеобщему сочувствию, которое, в общем-то, и не нужно.

И всё-таки, «Великая пустота» – это не просто сюрреалистичный концептуальный проект, про который можно забыть сразу после посещения. Это осмысление себя, принятие своих проблем и способ увидеть в чужих травмах свои собственные, а также возможность найти в «пустоте» путь альтернативного решения.
В конце нашего мини-путешествия по недрам пустоты хочется добавить цитату моей напарницы, которая прошла все пять травматичных кругов вместе со мной:

«Я искала эту выставку в интернете, и меня зацепило название. Я люблю искусство, которое пытается исследовать внутренний мир человека, его «личные», не социальные уголки. Эта выставка сделана женщинами, что меня обрадовало, потому что к женскому искусству часто относятся пренебрежительно. Для себя я выделила второй этаж.
Этаж «Обретения видимости» меня напугал: протянутые руки из пустых курток заставили меня вспомнить про собственного деда. Не про то, что ему нужна «подачка от меня» (а с этим у нас часто ассоциируется протянутая рука), а о том, что часто мы сами разрываем круг поколений, который должен быть непрерывным. Их любовь не доходит до нас, как и наша до них, и от этого все мы ощущаем одиночество и пустоту. 

Если бы я могла оставить кусочек своей пустоты, то это была бы россыпь прозрачных стеклянных шаров или несколько хрустальных бокалов, подвешенных под потолком. Сложно что-то налить в красивый, но перевёрнутый бокал. Я так себя чувствую, когда из-за стресса у меня пропадают эмоции»
.

Это здорово иногда послушать звук собственной тишины.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...