Наверх
Интервью

Туризм по-чукотски

Из стойбища оленеводов в предпринимательство
22.12.2020
Игорь Александрович Ранав. Это коренной житель Чукотки, самый настоящий чукча, родившийся на острове Айон в семье оленеводов, в 120 км от Певека в Восточно-Сибирском море. Игорь знает еще те времена, когда у оленеводов не было печей в палатках, когда вся оленеводческая бригада жила в ярангах, в меховых пологах. Полог – это в буквальном смысле меховая комната, шьется вручную из оленьих шкур, устанавливается в яранге, и вмещает 3-4 человек. Такая комнатка, больше похожая на короб, позволяет спастись от самых жутких холодов.
Ранав Игорь Александрович
Игорь знает эти времена не из рассказов, он сам обучался у родственников в стойбище, вместе с ними кочевал, учился. Тундра с детства была для него лучшей средой обитания, где все ритуалы, действия, процессы имеют свой смысл. Это не просто работа, это настоящий образ жизни, связанный с дикой природой, животными. 
Тундра
Кочевал он в стойбище со всеми до поступления в школу. На Айоне есть только начальная школа, поэтому после окончания 4 класса, он вместе со сверстниками был отправлен в интернат в большое поселение. Это нормальная практика для коренных народов, живущих вне цивилизации – детей забирают из родных мест в города, для обучения в школе. После школы он вернулся в родное село и заново учился работе в стойбище. 
Один из участков Игоря в тундре, где он готовит снегоходы к сезону.
В Певек Игорь перебрался, когда пришло время отдавать собственных детей в школу. Многие коренные так поступали, не желая отрывать своих детей от семей. Примерно, в этот период Игорь начал заниматься активной общественной деятельностью, помогая местной ассоциации коренных малочисленных народов Чукотки. 
- Чего не хватает людям, чтобы в Певеке лучше жилось?
- Предпринимательской деятельности, которая, так или иначе, невозможна без финансовой поддержки и адекватной логистики. У нас ведь в муниципалитете сплошные убытки. Я работаю сам на себя – у меня ритуальная служба, занимаюсь сферой туризма, перевозками, берусь за все, где можно заработать. Раньше занимался в ЖКХ благоустройством, пытался решить вопрос с бродячими собаками, вертолетными площадками занимался (освещение, подготовкой, очисткой).
- Мне как раз была интересна тема туризма в этом регионе.
- Да, я стараюсь развивать эту сферу. У меня есть разная техника – ездовые собаки, вахтовка, яхта, лодка, снегоходы и пр. У меня даже олень был, Яша, его все знали. К сожалению, его машина сбила. Мне пишут в фейсбуке в основном, я встречаю, показываю и рассказываю. Сейчас еще блог свой на ютубе начинаю вести, там и про туризм и про жизнь на Чукотке рассказывать буду.
Да, на Чукотке есть туризм, и занимается им Игорь Ранав. У него есть техника разной проходимости (по суше, морю, снегу), он встречает туристов, показывает им северную красоту природы, устраивает экскурсии на острова, в сопки, где возвышаются невероятные Кекуры, провозит на развалины ГУЛАГов, к урановых рудникам, может не только отвезти вас в стойбища, но и подробно рассказать о быте и культуре своего народа. Это уникальный персонаж моих историй, поскольку он живет в этих краях с рождения, полностью пропитан духом северной Чукотки, он любит свой дом, и хочет сделать его лучше, развивать по мере сил. 
Сопки с кекурами
Игорь обучался и обменивался опытом в сфере туризма и экологии в Финляндии и на Аляске. Именно оттуда он взял идею устанавливать палатки и яранги по тундре, недалеко от дорог, где каждый уставший путник может укрыться от ветра, согреться от печки, сварить себе чай или еду на мангале. Это место, с которого открываются потрясающие виды. Есть только одно правило – соблюдай осторожность и аккуратность, оставь после себя чистоту и порядок, уважай других. 
Яранга без покрытия. Внутри ящик с припасами, стол, скамейки, мангал и печка
На туристических стоянках всегда есть ящик с припасами
- Я северным морским путем вез ярангу из Певека в Мурманск 15 дней, чтобы потом добраться в Финляндию. Я там работал, показывал туристам уклад жизни коренного населения Чукотки, традиции, вообще обменивался опытом и сам постоянно учился «туристическим приемам». Есть идея устраивать туры в виде настоящего кочевания, я могу показать эту жизнь, научить, рассказать. Я даже полог купил, но его украли с моей базы…не знаю, зачем он кому-то понадобился. Еще палатка для всех желающих стояла за аэропортом, туда люди приезжали, отдыхали, а я потом прибирал за ними…потом и вовсе сожгли.
- Желание продолжать не пропало после этих событий?
- Нет, не все же так себя ведут. Здесь можно развивать туризм, но такие проекты требуют серьезной финансовой поддержки, а брать на себя кредит, - махнул рукой Игорь.
Игорь с братом
Развитие туристической сферы в этом регионе – довольно сложная задача, поскольку требует не только активности и техники, но и развитой логистики. Игорь сталкивается с множеством проблем, в частности это отсутствие дорог и малой авиации. Сейчас он занимается туризмом по мере собственных возможностей, но у него имеются довольно серьезные планы, которые так же требуют поддержки из вне. 
Вид на въезде в город Певек
- Есть у каждого человека мечта, например, я мечтаю купить самолет, чтобы безопасно доставлять путешественников в разные места, иметь свое частное стадо с оленями с землей, давал бы людям рабочие места. В мунипальных стойбищах работают люди за зарплату, которые мало заинтересованы в результатах, во всяком случае, не так, как частный предприниматель. Построил бы маленький заводик, делал колбасы, сушеное мясо, а шкуры бы реализовывал. 
После снятия покрытия, каркас яранги остался стоять в тундре
Любовь к своей земле, к родному краю, обычаям и культуре – это довольно редкое явление. Поскольку мало быть привыкшим или зависящим от места рождения, мало просто быть и оставаться там, где началась твоя история. Гораздо больше – делать этот край лучше, делать жизнь качественнее, развивать регион, помогать сородичам, людям, сохранять и популяризировать культуру.
- Жизнь коренных народов, которую представляю я, должна быть насыщена как раньше – люди должны быть собственниками на своей земле. Чтобы эта культура, деятельность передавалась из поколения в поколение, потому что в традициях живет язык, обычай, уклад жизни, а в учебниках это не передашь. Мне повезло, что я жил среди своих сородичей и все что видел, учился делать сам.
Тундра и сопки Чукотки в ясную погоду

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...