Наверх
Герои

"Я стыкую людей"

Как современные сталкеры осваивают зоны отчуждения
14.06.2018
Из выступления Стерлитамакской команды инвалидов на региональном фестивале ПАРАКиВиН-2018:
(Под песню "Видимо, нас недопоняли боги"):
- А это Борис и Никита. Они учатся на режиссёров.
- Да, мы будем снимать российские фильмы.
- Вы думаете, с вашим диагнозом это реально?
- Мы-то думали, это обязательное условие!..
Сборная из Стерлитамака - победитель фестиваля ПАРАКиВиН-2018 в Башкортостане
Пока пенсионный возраст растёт, а уровень жизни падает, пока наши возможности уступают нашим способностям, а число разводов вот-вот догонит количество браков, многие из нас не прочь поиграть в хоррор «Как страшно жить!». А инвалид первой группы Радик Халитов играет в КВН, заведует брачным агентством, консультирует жителей Стерлитамака как семейный психолог и делает ещё десятки ежедневных вещей, чтобы будни инвалидов и здоровых людей складывались по принципу нехитрого мотиватора: «Дело не в том, чтобы в жизни было больше дней, а в том, чтобы в днях было больше жизни».
Репост этой записи размещён в соцсети в группе Стерлитамакской организации Всероссийского общества инвалидов вместе с их фото и видео. Вот друзья поздравляют с победой: стерлитамаковцы стали вторыми в интеллектуальном турнире «Интеллум» среди 31 команды Башкирии. Вот единственную тёплую майскую ночь в этом году инвалидам посчастливилось провести на природе, под большим небом с близкими звёздами... 
Истории из автобиографии Радика Халитова «Успешная жизнь с ДЦП» эффективнее мотиваторов. А сам автор - сродни сталкерам Кастанеды: испытывает сам себя и способен найти лучший выход из любой ситуации. Как ему это удаётся?
Мозговой штурм на турнире «Интеллум»: «Сталкеры» из Стерлитамакского общества инвалидов осваивают территории новых знаний. 
Радик Халитов руководит Стерлитамакским обществом инвалидов, в котором 546 человек.
Радик Халитов - председатель Стерлитамакской организации Всероссийского общества инвалидов, семейный психолог. Ему 46 лет, он женат, его 19-летний сын - студент-медик, планирует стать хирургом-травматологом. Радик Халитов - неоднократный чемпион республики по армрестлингу, шахматист, пишет стихи. Создатель психологического клуба «Багдад» (потому что «в Багдаде всё спокойно»), руководитель центра психологии семьи "Дар».
ПЕРВЫЙ ШАГ
«Когда мне исполнилось 7 лет, я еще никак не ходил. Дома я ползал на коленях и вполне ловко и быстро передвигался таким образом, а на улице у меня был 3-хколесный велосипед, на котором я ездил, отталкиваясь ногами от асфальта, так как я не мог крутить педали. Как-то весной папа с мамой сказали мне: «Скоро в школу, тебе нужно научиться ходить». Я с удивлением спросил: «Как это можно сделать?». Родители вытащили новенькие деревянные костыли и сказали: «Вот, учись». С тех пор я бесконечное количество раз падал и могу с уверенностью сказать, что я умею падать. И я совершенно не боюсь падать. Ещё я умею самостоятельно подниматься».
Р.Халитов. Автобиография. Как я пошёл в школу.
В полуподвальном помещении общества инвалидов полумрак и сырость, а в кабинете председателя вдоль окна выстроились завоёванные инвалидами кубки. От их золотистых боков, кажется, чуть светлее.
- Спортивные соревнования, интеллектуальные турниры, турслёты... Слушайте, у вас как в старом добром пионерском лагере! Обычные люди так интересно не живут...
- Да, я себя больше ощущаю директором дворца культуры для инвалидов, потому что в этом направлении в большей степени работа получается, - шутит Радик. - В год у нас 15-20 уникальных массовых мероприятий - кулинарные конкурсы, дискотеки раз в месяц, рыбалка, шахматы, теннис. На днях едем на республиканский турслёт: инвалидам 5 дней прожить в полевых условиях, где им представляют только воду и дрова, - непросто. Мы в этом году баню туристическую купили, скоро будет «дегустация».
- Зачем вы всё это организуете?
- Новые впечатления необходимы людям для душевного здоровья.
- Люди охотно отзываются на такие мероприятия?
- Я предлагаю их тем, кто точно отзовётся. На то я и координатор, чтобы знать, кому что предлагать. Каждому нужно своё. Универсальный вид помощи, пожалуй, один - пенсия по инвалидности.
- Общество инвалидов может предложить то, что нужно каждому?
- Общество инвалидов - это сообщество людей. Что люди могут сделать друг для друга - ровно столько они и могут. Я как функционер координирую, стыкую людей. Сами по себе, по отдельности мы мало что можем. А вместе мы выживаем: милостыню просим в очень крупных размерах, рядовых членов нашего общества я знакомлю с теми людьми, которые способны помочь чем нужно. Но главное, что получают инвалиды в нашей организации - это общение друг с другом.
- Почему им недостаточно общения, например, с добрыми соседями, которые инвалидами не являются?
- Опыт показывает, что инвалид инвалида лучше поймёт. К тому же мы аккумулируем очень разный опыт реабилитации: у каждого он уникальный, но в какой-то степени применим и для других. Самый яркий пример - Ирек Зарипов (паралимпиец, заслуженный мастер спорта России, четырёхкратный чемпион зимних Паралимпийских игр 2010 года в Ванкувере - авт.). Мы его когда-то пригласили в спорт, он занимался тяжёлой атлетикой, теннисом. Не разглядеть его было трудно: молодой сильный парень. Мы просто сориентировали его, он сам нашёл свой путь.
«Очень большую часть моих консультаций можно свести к тому, что я помогаю людям увидеть первый шаг с новым поведением в том направлении, в каком они хотят. Я им говорю, что одним махом на второй этаж прыгнуть не дано никому, даже чемпиону мира, но пройти по двум десяткам ступеней доступно всем, даже инвалиду. И первый шаг, первая ступень - они всегда есть».
Р.Халитов. Автобиография. Первый шаг.
ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ?
«Моё детство пришлось на период расцвета социалистического общества. Я помню, что очень многие продукты были в дефиците и их покупали, простаивая в длинных очередях. Мои родители работали на заводе, приходили домой к 18 часам и мне часто поручали купить в магазине колбасу. В один из дней мне в очередной раз оставили деньги, но я то ли заигрался, то ли по какой-то другой причине проигнорировал это задание и не купил колбасу. Когда пришел с работы отец, он был очень недоволен. Он объяснил мне, что если я не смогу решать свои вопросы сейчас, то вряд ли я смогу решать их в будущем, во взрослой жизни. И еще он мне процитировал известную поговорку: кто не хочет решать вопрос, тот ищет отговорку, а кто хочет решить вопрос, тот ищет решение».
Р.Халитов. Автобиография. Случай с колбасой. 
В углу кабинета председателя припаркована электроколяска. Давно и надолго: хозяин ею почти не пользуется. Для того, чтобы жизнь в его сообществе не замерла, он должен искать спонсоров, встречаться с руководителями предприятий - другими словами, свободно передвигаться. То есть делать невозможное:
- Самое трудное - физически перемещаться по городу, - признаётся Радик. - Постоянной боли я не испытываю: наверное, с детства организм привык, и болевой порог у меня высокий - я порой замечаю на себе ссадины, но не помню, как и когда поранился. А вот физическое неудобство достаточно серьёзно: мышцы постоянно скованы. Водить мне нельзя, поэтому много денег из зарплаты уходит на такси. Специальных автобусов в городе не так много, их направляют в сады. Нужен специализированный транспорт, а кто ради 20 колясочников будет городить целую службу?
Кстати, коляска Халитову даже не полагается:
- Она китайская, я её сам купил. По нормативам ВТЭК электрическую коляску выдают только людям, буквально способным пошевелить двумя пальцами. А если, образно говоря, ты шевелишь тремя пальцами, то коляска тебе не положена. Я уже не говорю про автомобили: 20 лет назад, когда не было электроколясок, были бесплатные запорожцы, но автомобили давно исключены из средств технической реабилитации.
- Что государство может и должно сделать для инвалидов?
- Вы хотите, чтобы я жаловался на государство? - смеётся Радик. - Оно делает то, на что способно - в соответствии со своими возможностями. Лично я покупаю то, что мне нужно, в магазине или с рук: государственные технические средства реабилитации никуда не годятся. Мы регулярно их мониторим и доводим эти сведения до Правительства РБ. В чём-то я государство понимаю: если инвалидов умножать на тысячи и миллионы рублей, серьёзная сумма получится. На инвалидах экономят, это совершенно точно.
Радик Халитов добился того, чтобы колясочники могли беспрепятственно заезжать, например, в здание общества инвалидов. А вот оборудовать пандусом подъезд пятиэтажки, в которой он живёт, пока не получается. Ради этого он участвует в конкурсе грантов, объявленном Стерлитамакским химическим гигантом. По иронии судьбы по количеству голосов его обходит проект, придуманный этим самым гигантом.
- Программа «Доступная среда» работает для учреждений, для жилых домов государственные средства не предусмотрены, - объясняет председатель. - Каждый как может, так и выкручивается - допустим, устанавливает кустарные устройства - некоторые ЖЭУ идут навстречу. В нашем ЖЭУ говорят, что ни материалов, ни рабочих для этого нет. Я признателен, что 419 человек про меня вспомнили, проголосовали. Победит мой проект или нет - не от меня зависит, всё, что от меня зависит, я сделал. Не получится - придумаю что-нибудь другое. 40 тысяч рублей - не тот вопрос, с которым надо писать в Министерства или звонить Президенту. Коляска стоит в офисе, я хожу на костылях. Пешком ходить тоже полезно. Пандус мне нужен, чтобы я мог пригласить в гости друзей-колясочников. Пока же они попасть в мой дом не могут.
Государство отсутствие средств заменяет красноречием. Так, официальное название городской общественной организации инвалидов состоит из 12 слов. А инвалидов принято называть людьми с ограниченными возможностями. Но этот сталкер знает, как быть с зоной отчуждения: достаточно понять, что её просто нет. 
- Меня веселит, когда пытаются заменить слово инвалид многословными определениями, - говорит Радик. - Это объяснимо: люди склонны отрицать неприятные вещи. В явлении инвалидности ничего хорошего нет, и подсознательное отвержение неприятного проявляется в том, что здоровые люди стесняются это явление называть. Сами инвалиды этого слова не стесняются. Кстати, здоровые люди к инвалидам относятся нормально - так же, как ко всем. Во времена Советского Союза нас разглядывали как диковинных людей, сейчас такого нет. Этика состоит в том, что помогать надо, если инвалид просит. Если не просит - не надо. Кстати, когда я прошу помощи, чаще всего получаю адекватную реакцию.
Технические средства реабилитации, выделяемые государством, будто затеряны во времени: 20 лет назад их не было, сейчас они никуда не годятся.
ТОЧКА СБОРКИ
«Я часто задумывался уже в подростковом возрасте: а чем я интересен или чем я полезен своим друзьям? Наверное, уже потому, что я об этом задумывался, я уже что-то делал по этому поводу. Я замечаю, что не все думают о том, как понравиться и быть полезным другим. Конечно, опять самую главную роль здесь сыграли мои родители. Они никогда не были против того, чтобы ко мне в гости приходили друзья. Часто это стоило пустого холодильника, и наверняка мои родители несли дополнительные расходы в этом смысле, но я не помню, чтобы меня хоть раз упрекнули в этом».
Р.Халитов. Автобиография. Друзья и санатории.
- Зачем вам хлопотная должность председателя?
- После института я 8 лет проработал практическим психологом, и мне хотелось чего-то нового. Я с 1990-го года в обществе инвалидов, знал всю кухню, и мне было интересно было порулить. Сейчас, через 20 лет председательства, я понимаю, что наша организация - это единственное сообщество, которое получает обратную связь от инвалидов. Качество их жизни могла бы улучшить развивающаяся система грантов, но зачастую проекты на гранты пишут люди, далёкие от наших проблем. Они ставят себе цель, скажем, облагородить 100 инвалидов и говорят: дайте нам 100 инвалидов, мы их облагородим. Получается примерно так: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Мои же цели не глобальные, а краткосрочные и среднесрочные (на 1-3 месяца вперёд) и они постоянно есть. Я уверен: нет смысла изобретать велосипед, изобретённых велосипедов уже достаточно. Надо делать так, чтобы на них можно было ездить.
- Как вы определяете, что вы на верном пути?
- Самое большое достижение общества инвалидов в том, что у нас создаются семьи, рождаются дети. Некорректно считать, сколько их, но они есть. А как сосчитать эмоции людей, их впечатления, их воспоминания за 20 лет?..
- Откуда берётся потребность что-то делать для других? И почему она есть не у всех?
- Это философский вопрос - почему люди разные. Чем-то человеку обязательно надо заниматься, о чём-то думать, что-то делать.
Инвалидность - не повод отказываться от зимней рыбалки
«Как семейный консультант я хочу обозначить две причины из нескольких, по которым некоторые люди страдают алкоголизмом, наркоманией и другими проблемами. Во-первых, у таких людей недостаточно сформирована привычка к рамкам. Психологи называют это волевыми качествами. Я называю это психологическим иммунитетом. Для его формирования в детстве эффективна система семейных правил и последствий за нарушение правил. Другая причина, по которой люди злоупотребляют спиртным, - скудность содержания жизни, когда то, чем они занимаются изо дня в день, не приносит удовольствия в процессе, когда нет ожидания любимых занятий или событий. Если человек находит ответ на вопрос «чем я буду заниматься вместо употребления алкоголя?», это может помочь».
Р.Халитов. Автобиография. Мой взгляд на алкоголизм.
Для людей старше 35 лет служба знакомств в небольшом городе - реальная возможность встретить близкого человека
На столе у председателя - ворох информационных листков службы «Семья». Те, кто решается сделать первый шаг, с большой долей вероятности находят спутников. И, конечно, себя. Люди не должны быть заброшенными и отчуждёнными от своих желаний, талантов и собственного, пусть и трудного, счастья.
Вы тоже многое можете. Независимо от того, какое у вас здоровье. Книга «Успешная жизнь с ДЦП» в 8 печатных листах доступна здесь: https://vk.com/topic-2060573_24481391. Страничка Радика Халитова в соцсети - https://vk.com/id78511835.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...