Наверх
Школы

«Внешний критерий»

Смысловая взаимосвязь без визуальной согласованности
19.04.2018
Наиболее распространённым вариантом фототипологий являются галереи изображений объектов одного типа, так получаются проекты-«каталоги». Значительно реже встречаются случаи, когда автор объединяет в типологические цепочки объекты, никак не связанные между собой вне смыслового контекста, будь то таможенный конфискат, последние ужины заключённых или места вымышленных преступлений. Именно таким проектам посвящен этот обзор.
Тарин Саймон (Taryn Simon) — «Контрабанда» («Contraband», 2010)
Источник: http://www.trendspace.ru/culture/khudozhnik_nedeli_tarin_saymon/
Современный американский фотограф Тарин Саймон (Taryn Simon) и её масштабный проект «Контрабанда» («Contraband», 2010), состоящий более чем из 1000 снимков предметов, сделанных на месте таможенного досмотра США и международной почтовой службы США. В течение одной рабочей недели Саймон непрерывно фотографировала изъятые или конфискованные у пассажиров предметы и почту, поступающую в США. Все предметы каталогизированы согласно официальной классификации.  
Я не просто документирую происходящее. Я беру на себя смелость и целенаправленно вмешиваюсь [19].
«Я не просто документирую происходящее. Я беру на себя смелость и целенаправленно вмешиваюсь» [19].
Тарин Саймон (Taryn Simon) — «Контрабанда» («Contraband», 2010):
1. Оружие (нелегальное) — Bb Guns & Bbs (Illegal): Пластмассовые пистолеты с зелёными пульками (нелегальные) — Plastic guns with green BBs, Pocket Nine (illegal) | Пневматическое оружие (нелегальное) — Air Sport gun with 6mm BBs, Yika (illegal) | Оранжевые пульки, упакованные в гранату (нелегальные) — Orange BB pellets in grenade packaging
2. Фильмы, анимационные фильмы (пиратские): диск ТУТСИ (пиратский) — DVDs, Tootsie (pirated) | диск МАТРИЦА (пиратский) — DVDs, The Matrix (pirated) | диски РЭМБО 2 и РЭМБО 3 (пиратские) — DVDs, Rambo 2 and 3 (pirated)
3. Бренды-подделки — Branding, Chanel (Counterfeit): Сумки Tiffany & Co. (подделки) — Bags, Tiffany & Co. (counterfeit) | Символика BMW на капот автомобиля (подделки) — Hood ornaments, BMW, China (counterfeit) | Эмблемы Dolce & Gabanna (подделки) — Emblems, Dolce & Gabanna (counterfeit)
4. Трупы, части, скелеты животных (запрещённые) — Animal Corpses (Prohibited), Animal Parts (Prohibited), Animal Skeletons (Prohibited): Труп птицы, обозначенный как домашний декор (запрещено) — Bird corpse, labeled as home décor, Indonesia to Miami, Florida (prohibited) | Скелеты животных (запрещено) — Animal skeletons (prohibited) |Бутылка из коровьего копыта (запрещено) — Cow hoof bottle, European origin (BSE, Foot and Mouth Disease) (9CFR.94) (prohibited)
5. Фармацевтика, разное (Поддельные / Незаконные / Запрещенные) — Pharmaceuticals, Misc. (Counterfeit/Illegal/Prohibited): Стероиды, тестостерон и сустанон, Пакистан (нелегальные) — Steroids, Testosterone & Sustanon, Pakistan (illegal) | Карисопродол, мышечный релаксант, упакованный в чёрный пластик (подделка) — Black plastic containing Caritop Carisoprodol muscle relaxer (counterfeit) | Синие и желтые фармацевтические таблетки, ожидающие тестирования, Пакистан (запрещены) — Blue and yellow pharmaceutical pills awaiting testing, Pakistan (prohibited)
Источник: http://tarynsimon.com/works/contraband/#1
От поддельных брендов до останков животных, от запрещённых медицинских препаратов, наркотиков и огнестрельного оружия до пиратских дисков с фильмами и поддельных матрёшек — все эти предметы ярко иллюстрируют причудливое многообразие человеческих интересов.
В чём-то схожий по замыслу с работой «Контрабанда» проект Олега Пономарёва — «CHECKPOINT» (2014). При этом, по естественной причине, он выглядит визуально куда более цельным, даже при всей разнородности изображенных предметов. Проект состоит из галереи переснятых рентгеновских снимков непростого багажа пассажиров в санкт-петербургском метро. 
Олег Пономарёв — «CHECKPOINT» (2014)
Источник: http://front.photo/xrays_metro
И если в работе Саймон на первый план выступает причудливое содержимое багажа, выявленное при досмотре, то ключевое в проекте Пономарёва — это «внешний контроль, всё глубже проникающий в частную жизнь», с одной стороны, и «постепенно всё больше расширяющиеся границы дозволенного как бы "для личной защиты"», с другой. [9]
Статистики по количеству стволов на душу населения в питерской подземке я сам не вёл. /…/ Стоит учитывать, что светят сумки очень выборочно - очень маленький процент пассажиров попадает на досмотр. Но вот, даже в таком режиме у меня собралась целая коллекция [9].
Ещё один фотопроект Тарин Саймон (Taryn Simon)«Чёрный квадрат» («Black Square», 2006 — ongoing), работа над которым была начата в 2006 году и продолжается до сих пор. Вдохновлённая юбилейной датой самой известной картины Каземира Малевича, Саймон создала 17 работ, в которых чёрный квадрат служит фоном, а главным объектом внимания становится некий предмет, выносящий своеобразный диагноз культуре и обществу. Например, письма приговоренных к казни шпионов, блокнот из человеческой кожи, пистолет, напечатанный на 3D принтере, или мигалка для служебной машины. 
Тарин Саймон (Taryn Simon) — «Чёрный квадрат» («Black Square», 2006 — ongoing)
Источник: http://tarynsimon.com/works/black_square/#1 
Особняком в этой серии стоит последний «квадрат», это первый в мире арт-объект из радиоактивных материалов, созданный автором для музея «Гараж». Сейчас он «хранится в железобетонном контейнере в бетонном хранилище на территории завода «Радон» близ Сергиева Посада. Выставить его можно будет лишь в 3015 году». [2]
Тарин Саймон (Taryn Simon) — «Чёрный квадрат XVII.» («Black Square XVII.», 2006 — ongoing)
Источник: http://tarynsimon.com/works/black_square/#3
Героями ещё одной серии Тарин Саймон — «Невиновные» («The Inossents», 2003) стали невинно осужденные люди, отбывшие тюремное заключение за насильственные преступления, которые они не совершали. Основной причиной неправомерного осуждения являлась ошибочная идентификация — в каждом случае находился свидетель преступления, чьи показания повлияли на обвинительный приговор. Свидетель идентифицировал подозреваемого в совершении преступления с помощью фотографий и опознания. Однако зрительной памяти свойственно ошибаться. Так, в истории этих дел фотография стала инструментом в системе уголовного правосудия, который превратил невинных граждан в преступников. Однако впоследствии каждый из «невиновных» был оправдан с помощью ДНК-экспертизы.

Проект «Невиновные» — это трагичное подтверждение субъективности человеческого восприятия, с одной стороны, и непредвзятой правды научного факта, с другой.  
Тарин Саймон (Taryn Simon) — «Невиновные» («The Inossents», 2003)
Источник: http://tarynsimon.com/works/innocents/#1
Позже Саймон издаст «Невиновных» в виде книги, в которой напишет: «Фотография в системе правосудия и где бы то ни было ещё способна обратить вымысел в факт. Познакомившись с этими мужчинами и женщинами, я осознала двоякость фотографии: то, что красиво в одном контексте, может быть разрушительным в другом» [2].
На основании данных из тюремных архивов США фотограф Джеймс Рейнольдс (James Reynolds) в своём проекте «Последние ужины» («Last Suppers», 2009) воссоздал и сфотографировал последние ужины, которые заказывали содержащиеся в американских тюрьмах преступники накануне смертной казни. После того, как зрителю становится понятно, что эти изображения есть визуальное воплощение выбора последнего приёма пищи бывших заключенных, приговорённых к смертной казни, неприметные на первый взгляд подносы становятся невероятно мощными и говорящими о тех лицах, кому они были предназначены. 
Джеймс Рейнольдс (James Reynolds) — «Последние ужины» («Last Suppers», 2009)
Источник: https://medium.com/@pdtv/can-the-photographic-typology-be-defined-bfa38d5699f3
Эмоциональную реакцию у зрителя рождает связка «простое изображение предмета + смысловой контекст, заданный автором». Изображения того, что человек видел перед собой на столе, на тюремном подносе в последние часы жизни создают сильную человеческую связь между зрителем и невидимым героем — вероятно, даже более сильную, чем вызвал бы документальный портрет заключенного.
Авторский проект Оксаны Даниловой — «Мужские следы» (2012) является ещё одним знаковым примером фотографической типологии, в которой изображаемые предметы не имеют очевидных визуальных связей вне контекста. 

Впрочем, визуальную согласованность здесь обеспечивает единство выбранного формата демонстрации — использование шкалы слева, поясняющей нижней подписи и пакетика на гвоздике.

Согласно авторскому замыслу, этот проект — история о прошлых отношениях мужчин и женщин, а представленные предметы, оставшиеся от этих отношений, и есть мужские следы в жизни женщин. 
Оксана Данилова — «Мужские следы» (2012) 
Источник: http://front.photo/mens_traces
Сложно представить, как эти истории можно было бы раскрыть иначе, чем через типологию. Ведь отношений и людей уже нет, остались только «следы».
Постепенно становится всё более заметным и очевидным эффект стирания границы между условной территорией «документальной фотографии» и не менее условно очерченной территорией «арт-фотографии» и «современного искусства», к которой можно отнести как некоторые из работ, упомянутых выше, так и, например, авторский проект Андрея Чежина — «Город на ощупь/ Хьюстон», (2004). «Складывается ощущение, что по образу и подобию рук своих некий мифологический градостроитель (герой-фотограф, чей образ рисует Андрей Чежин, вводя себя в собственные снимки) создаёт и приручает архитектуру города, объемлет необъятное» [11]. 
Андрей Чежин — «Город на ощупь/ Хьюстон», (2004)
Источник: http://chegin.com/70/ 
Ещё один значимый фотопроект автора Яны Романовой«Азбука общих слов» (2014) как наглядный результат поисков ответа на вопрос: «Можем ли мы найти общий язык с революционной Украиной?». В этом проекте представлены все буквы алфавита, которые есть в русском и украинском языках, но пропущены по четыре буквы, которые есть только в одном из них. Автора интересовали одинаковые слова, начинающиеся, соответственно, с одинаковых букв. 
Яна Романова — «Азбука общих слов» (2014) 
Источник: https://birdinflight.com/ru/vdohnovenie/opyt/yana-romanova-ya-rasskazyvayu-o-teh-veshhah-kotorye-ne-dayut-mne-pokoya.html
«Люди сами выбирали интересное им «общее» слово и придумывали, как его проиллюстрировать. /…/ Вначале мне казалось, что из этого проекта ничего не выйдет и это будет просто игра, но первый же человек, которого я стала снимать, подошёл к этой истории искренне и по-человечески в своём стремлении быть понятым и понять другого. Некоторые из героев «Азбуки» даже верили, что проект способен остановить войну» [3]. 
Все собранные в этой публикации фотопроекты объединяет один общий признак. Поскольку внутри галереи между объектами нет явной визуальной согласованности, авторы используют типологию для создания и домонстрации смысловой взаимосвязи между ними. Эта смысловая взаимосвязь и есть «внешний критерий».

Впрочем, зачастую авторы используют повторяющиеся элементы оформления для визуального объединения своих снимков в единую серию.

О типологиях визуально подобных объектов мы подробно рассказываем в недавней публикации «Фотопроект - «каталог».

А следующая публикация нашего журнала будет посвящена типологическим проектам, построенным по парному принципу «Игры в сравнение» .

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...