Наверх
Герои

Социальный бизнес Екатерины Громыко

Екатерина Громыко о себе, своём социальном бизнесе и перспективах его развития на просторах отечества 
13.08.2018

В российском обществе ширится дискуссия о выработке молодёжной политики: как воспитывать подрастающее поколение, чему учить, к каким жизненным реалиям готовить. И, возможно, в этом есть некое рациональное зерно. Поскольку общество, не задумывающееся о будущем, обречено двигаться по кругу и повторять ошибки прошлого.

Как известно, паспорт гражданина страны отроки получают уже в 14 лет. Своеобразный рубикон. В этом возрасте одни школяры уже подвержены бунтарским идеям, другие становятся малолетними алкоголиками с криминальными наклонностями, третьи пробуют себя во «взрослых» ипостасях. Например, в бизнесе. Как это когда-то сделала молодой гатчинский предприниматель Екатерина Громыко. Впрочем, сегодня правильнее будет - Екатерина Александровна. Несмотря на молодость.
Недавно Екатерина вошла в число победителей конкурса среди молодых предпринимателей региона, организованного областным комитетом по молодёжной политике. Она стала лучшей в номинации «Социальный бизнес года». Именно так солидное взрослое жюри из представителей торгово-промышленной палаты Ленобласти и регионального Центра поддержки предпринимательства оценило её проект - благотворительный магазин по продаже одежды, открытый летом 2017 года в микрорайоне Хохлово поле.

Идея эта по-своему уникальна. Причём не только для Гатчины, но и для страны в целом. Она подразумевает безвозмездный приём от граждан мало использованных вещей в хорошем состоянии, и реализация их по «смешным» ценам в своём магазине.
Ассортимент нового магазина постоянно пополняется. Здесь присутствуют предметы детского и взрослого гардероба, верхняя одежда, обувь, хозяйственные принадлежности, игрушки. В холле выставлен даже раритетный велосипед советских времён, а необычные манекены демонстрируют современные брендовые изделия.
Хотя не это главное. Часть средств, полученных от продажи дешёвых товаров, Екатерина Александровна направляет на поддержку особых детей, страдающих врождёнными заболеваниями. Социальный аспект играет основную роль в бизнесе молодого предпринимателя и является её жизненным кредо.
Впрочем, о себе, своём социальном бизнесе и перспективах его развития на просторах отечества Екатерина Громыко рассказала в беседе с нашим корреспондентом.
Об истоках
- Я окончила гатчинскую гимназию «АПЕКС» в 2011 году, затем поступила в колледж аэрокосмического приборостроения при одноимённом университете на юридический факультет. У нас вся семья юристы - и дедушка, и мама. По окончании колледжа заочно продолжила учёбу в университете на той же кафедре правосоциального обеспечения, и через полтора года получу диплом о высшем юридическом образовании. В школе была хорошисткой, а в колледже начала заниматься бизнесом, поэтому оценки несколько снизились, но не критично.
К занятию предпринимательством меня подтолкнула мама – Светлана Станиславовна. Наша семья часто переезжала. Когда мы приехали в деревню Сокколово, открыли небольшой продовольственный магазинчик, в котором работали и папа с мамой, и я. А в 14 лет, после получения паспорта, я открыла своё первое индивидуальное предприятие – ИП «Громыко Е.А.»
Мама на день рождения подарила мне платёжный терминал, куда люди «забрасывают» деньги на телефон, оплачивают интернет и счета. Мы его поставили в магазине, и я занялась бизнесом (улыбается). Но всё оказалось не так просто и вместо прибыли начались убытки. Нужно было разобраться с налогами – у меня оказалось много недочётов в отчётах, в бухгалтерских документах. При этом мама сказала, что со всем я должна разбираться сама: сама падаешь на коленки – сама встаёшь. И этот первый детский бизнес стал хорошим уроком, я прошла все стадии – от открытия ИП до работы с финансовыми документами и начала получения прибыли. И сегодня я могу всё сделать сама, без привлечения специалистов со стороны.

О самостоятельности
И меня такое ранее начало «трудовой» деятельности не отпугнуло, хотя соглашусь, что в подростковом возрасте у детей другие интересы. Наоборот, на фоне сверстников я чувствовала себя круче. Вот они просто тусуются, время проводят, а я чем-то интересным занимаюсь, дело делаю. И немаловажный факт: я хотела доказать маме, что самостоятельно смогу справиться со всем. Мне всегда нравилась независимость. И бабушка говорила: «Катя, надо всегда быть независимой, в том числе финансово, чтобы не зависеть ни от мужчины, ни от родителей». Так что такой взгляд на вещи сформировался у меня с детства.

О дебютной идее
Идея этого магазина родилась в прошлом году. Я задалась вопросом, а почему у нас в России нет какого-то централизованного сбора одежды? Например, лично меня «жаба душила» выбрасывать вещи, которые уже не носишь. Вещь хорошая, я её надевала пару раз – и выкидывать на помойку? Неразумно. А искать человека, которому бы она могла пригодиться, тоже не выход. У нас нет какой-либо единой базы нуждающихся с конкретными запросами.
А в Европе подобная система работает достаточно давно. Есть специальные контейнеры, куда можно складывать приличные ношеные вещи. Даже штрафы имеются за «нераздельное» складирование. В Германии, к примеру, если ты положил в одну тару носки с пластиком, то при сборе мусорных баков твой мешок не только не возьмут, а ещё и оштрафуют.
В Великобритании существуют Charity Store – благотворительные магазины, аналог которых мы сейчас пытаемся внедрить в России. Поносил человек вещь или поменял интерьер в доме с заменой светильников – взял, и отдал куртку или светильник в этот магазинчик. И от тебя не убыло, и другим польза.
В таких магазинах, как правило, работают волонтёры, на добровольной основе и бесплатно. Тот же английский студент для защиты диплома должен какое-то время отработать добровольцем в какой-то организации – так принято. У них уже давно создано социальное предпринимательство как понятие на законодательном уровне. Для них есть определённые послабления по арендной ставке, по налогам. У нас это пока не развито. Поэтому мы испытываем определённые трудности. Как и любые первопроходцы.
Так что сначала мы хотели создать просто пункты по приёму одежды посредством контейнеров и поставить их в помещениях компаний или организаций. В перспективе хотелось разместить контейнеры и на улицах в местах сбора граждан.
Мы подали заявку на сайте. Потом приехали в комитет по молодёжной политике, рассказали о своём проекте, провели презентацию. И их, видимо, зацепила эта идея. Сейчас будет федеральный этап конкурса, но не знаю, пройдём ли мы – там уже конкуренция будет сильнее, много крутых проектов. Но по итогам конкурса можно будет рассчитывать на финансирование, а сейчас мы рассчитываем только на себя.

О времени и месте
Сегодня мы работаем в Москве, где с размещением контейнеров по сбору одежды нам помогает самый молодой депутат Госдумы от фракции ЛДПР Василий Власов. Один из контейнеров он установил прямо возле приёмной Владимира Жириновского. Кроме того, депутат Власов выделил нам два помещения для сбора вещей в своей приёмной в Москве. Так что поддержку мы находим. Пишем письма в различные крупные организации. К примеру, в Сколково захотели наш контейнер с особым инновационным дизайном. Поставили контейнер в офисе компании «Роснано», планируем охватить агентство ИТАР-ТАСС.
В Санкт-Петербурге есть прекрасная организация «Спасибо» - благотворительный магазин. Они захватили этот рынок, у них хороший социальный бизнес, они мне очень импонируют. А в Москве есть пара небольших проектов, но они выглядят не очень перспективными. Поэтому мне хочется взять рынок Москвы.
В мегаполисе люди часто одиноки, им некуда выплеснуть добрую энергию. И сдача одежды этому способствует. Ты знаешь, что вещи будут использованы на доброе дело. Средства, вырученные за них, пойдут либо на реабилитацию особых детей, либо на помощь нуждающимся. Либо на вторичную переработку, над которой мы сейчас работаем или одежда отправится просто нуждающимся людям в регионы нашей большой страны.
Как видите по сбору одежды, мы, в основном, работаем в Москве. Там к нам проявляют заинтересованность, оказывают поддержку. Что же касается родного Гатчинского района, то с местной властью у нас контакта нет, но мы очень надеемся, что нас заметят.

О секонд-хенде
Конечно, по внешней атрибутике мы похожи на магазины «Секонд-хенд». Но есть существенные различия. Во-первых, товары, продающиеся в этих магазинах, приобретаются за рубежом – в Германии, Голландии, Великобритании. Потому что у них это развито давно, а у нас в принципе нет рынка вторичного использования российских товаров. Так что наша одежда собирается здесь же. Получается своеобразное импортозамещение. Мы создаём свой рынок одежды, бывшей в употреблении. 
Второе отличие – наши секонд-хенды никогда сами не принимают одежду, у них не было такой культуры. Они не позиционируют себя как пункты приёма, и вы не можете туда сдать ненужную вещь. Третье отличие – всю прибыть они забирают себе. А мы, как социальный бизнес, часть прибыли отдаём на лечение особых детей именно Гатчинского района.

Об особых детях
На эти деньги детишки проходят реабилитацию, способствующую их дальнейшей социализации и интеграции в общество. Мы хотим их социализировать настолько, чтобы они максимально влились в нормальную жизнь – общались, работали, платили налоги. И избежали печальной участи обитателей спецприёмника.
Особые дети – это дети, страдающие аутизмом, детским церебральным параличом, синдром Дауна. Это вовсе не пропащие детки, которых у нас привыкли считать «овощами». И в тех же странах Запада они не выброшены на обочину жизни, а вполне находят себе применение. Просто нужно на раннем этапе заняться их реабилитацией, как делается в той же Германии, и шансы на успех значительно возрастают. Поэтому нам хотелось бы изменить представление об особых людях, бытующее в нашем обществе. Они такие же, как мы. Но со своими особенностями. Кто-то любит петь в душе, а кто-то отличается внешностью. И это нормально.
Тяга к социальной благотворительности у меня, видимо, наследственная (улыбается). У моей мамы первое образование – ветеринар. Она увлекалась лошадьми, и со временем создала реабилитационный центр для особых детей и их родителей на территории агрокомплекса «Черново» в Гатчинском районе. В этом центре восстановливают малышей с помощью иппотерапии – общения с лошадьми. Там же работают психологи, логопеды, дефектологи. Так что я стараюсь брать пример с мамы.

О партийности
Не удивляйтесь, но я – член партии ЛДПР. Раньше у меня было агентство инвестиционного маркетинга в Гатчине, где мы занимались рекламой. Потом меня как-то случайно перетянуло в Москву, и там я познакомилась с замечательными ребятами из ЛДПР. Там тоже был свой социальный аспект. Занималась работой с молодёжью, общением с гражданами, приёмом обращений, была секретарём молодёжной партийной организации. 
ЛДПР не то, чтобы оппозиционная партия, скорее, центристская. Это не партия власти, не «Единая Россия», для членов которой все дороги открыты. Если бы я была членом «Единой России», у меня была бы уже сотня контейнеров (улыбается).
Конечно, к ЛДПР особое отношение. Даже были вопросы, а почему это вы базируетесь в штабе депутата Госдумы от ЛДПР? И не могу же всем объяснить, что это бесплатно, что человек просто решил помочь. Даже в Сколково думали, что собранную одежду мы будем передавать только членам нашей партии. А мы не разделяем людей по партийной принадлежности. Даже неимущего «единоросса» без помощи не оставим, хотя таких, наверно, не бывает (смеётся).
Членство в партии для меня не способ сделать карьеру, а, скорее, способ к саморазвитию, расширение кругозора. Вот поживёшь в Москве какое-то время и начинаешь думать, что всё вокруг классно, что в стране всё хорошо. Везде свой Собянин. И дороги строят, и бордюры делают. А у ЛДПР есть агитпоезд, который позволяет проехаться по всей России и увидеть реальную картину. Я тоже ездила в составе партийной делегации. И когда ты видишь людей, пришедших на встречу босыми… Или одна бабушка показала пенсионный чек на пять тысяч… Пенсия – всего пять тысяч рублей! И приходит понимание, что Россия – не Москва, а в стране всё далеко не так красочно, как в столице.
Возникает естественное желание оставить свой социальный след, внести свой социальный вклад в изменение ситуации. Так что ЛДПР очень помогла в формировании моего социального «Я».

О здравомыслии
Я не алчный человек. Зарабатывание денег для меня не самоцель. Тут я тоже скорее центрист. Мой папа родом из Латвии. Я очень люблю эту страну и часто там бываю. Одно из любимых развлечений - хождение по рижским секонд-хендам, особенно в Рождество. Там можно найти вещи за полтора-два евро. И когда в Москве брендовую вещь ты видишь за 30 тысяч, а тут её кто-то немного поносил и она стоит полтора евро – ощущается реальный диссонанс. И я не понимаю людей, которые готовы выбросить многие тысячи ради простой брендовой нашивки. 

О первых результатах
По итогам первых месяцев работы нашего магазина могу сказать, что в Гатчине приносят много одежды. Это меня удивило. Не ожидала от земляков такого понимания проблемы. Конечно, у нас для тех, кто сдаёт предметы своего гардероба, есть 15-процентная скидка на покупку в нашем магазине, но жертвователей явно интересует не она. И это очень приятно. 
Ещё один приятный результат нашей работы связан собственно с социальной направленностью бизнеса. Из заработанных средств мы подарили четверым особым детям оплаченные полугодовые сертификаты на занятия иппотерапией в реабилитационном центре. Можно сказать, что программа соединения бизнеса и благотворительности заработала в полном объёме.
К слову, мы налаживаем контакты с благотворителями Гатчинского района. У нас недавно побывали представители благотворительного фонда «Счастливое будущее» из города Коммунар, возглавляемого Анной Оснач. Мы обсудили новую краудфандинговую площадку «Область добра», которая открылась в Ленинградской области. Периодически снабжаем одеждой фонд «Благо дари» Олега Богданова. Так что развитие нашего социального проекта налицо.

О планах
За границу я уезжать не думаю – у нас тут для моей деятельности поле напаханное. Очень много идей, которые хотелось бы реализовать. Жаль, что ещё нет технологий клонирования. Я бы хотела создать много копий себя, чтобы они с моим мозгом делали одновременно кучу моих проектов (улыбается). 
К примеру, хотелось бы открыть в Ленинградской области сеть подобных благотворительных магазинов, поскольку есть проблема с хорошей и качественной, но недорогой одеждой. Словно девяностые возвращаются - появляются магазинчики с китайским ширпотребом. Да, цены там ниже. Но качество товара, по моему мнению, просто ужасное. А жители Ленинградской области достойны лучшего.
Мы с мамой пытаемся участвовать во многих конкурсах. Вот сейчас подали заявку на «Премию МИРа». Я хочу попытать себя в номинации «Здравая инициатива», которая присуждается за популяризацию или создание проектов, связанных с улучшением здоровья и качества жизни. Одним словом, пытаюсь пробовать свои силы в различных аспектах.
В перспективе мы хотим создать на базе магазина некое пространство, площадку, где бы можно было проводить обучающие занятия для таких же молодых энтузиастов, как мы, социальных предпринимателей, потенциальных благотворителей. Где можно было бы обмениваться идеями, проводить интеллектуальные игры, смотреть хорошее качественное кино.
А вот о семейной жизни пока не думаю – рано. Дело затеяно большое, которое отнимает немало времени и сил. Хочется не просто поставить его на ноги, а расширить, укрупнить, создать действительно работающее предприятие, способное не только приносить доход, но и оказывать реальную помощь тем, кто в ней нуждается. А потом уже можно будет задуматься и о семейных планах (улыбается).

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...